Поход, как обычно, почти у всех начался со стремительных сборов личного барахла и еды в день отъезда. К счастью, на поезд все успели. Правда, ни в наш вагон, ни в тот, в который нас отправили из нашего вагона, пускать нас не хотели. Бегать по обледеневшей платформе с нартами в руках и лыжами не очень приятно. Ладно хоть в третьем вагоне хоть и отнеслись с подозрением, но в поезд пустили. Поезд тронулся, телефон выключил. Все, обратного пути нет.
Описывать московский поезд смысла мало, а вот Москва - Воркута немного удивил. В основном ехали вахтовики, бухали, однако же как-то все спокойно, доброжелательно. Вообще, складывается впечатление, что чем ближе к югам, тем народ хитрее, наглее, а вот к северу наоборот. Возможно, просто мне так попадалось. Доехали до Сейды без приключений, там пересели на ветку Чум - Лабытнанги и за пару часов доехали до поселка Елецкий.
Прямо со станции двинули по азимуту, метров через двести вышли на зимник, который по заверениям , решили идти по нему, но еще через двести метров кусты кончились и все, за полосой жиденькой растительности во все стороны только тундра. Просто снежное поле до горизонта и все, вообще ничего нет. Какое-то странное чувство, не страх, а скорее растерялся как-то. Вроде бы за этим и ехал, но представлять одно, а видеть тундру в живую, да еще и уходить в нее по азимуту это что-то новое. Долго не стоим, достаем компасы и вперед.
На деле тундра оказалась не такой уж ровной, попадалось немало спусков и подъемов. В один овраг чуть даже не улетел с разгона. Обработанные дома лыжи отлично катят как вверх, так и вниз, ехать одно удовольствие. Постепенно темнеет, но деревьев нет, катить с фонарем очень даже комфортно. Так доходим до какой-то речки, скатываемся с крутого берега, переходим лед и встаем на бивак.
О постановке на бивак стоит сказать отдельно. С тоской вспоминается лето когда можно достать пенку, кинуть поближе к дежурному и вкушая ароматы готовящегося ужина спокойно подремать. Разве что палатку помочь поставить, так две дуги собрать и в карманы сунуть -- минутное дело. Здесь же начиная с команды "встаем" работа только начинается. Резать и таскать кирпичи это не лениво на лыжах катиться. Особенно вчетвером, когда останавливаться вообще нельзя. Перестанешь резать кирпичи -- оставишь таскающих без работы, начнет тормозит укладывающий -- вырастет гора кирпичей, режущий уже не будет поднимать и отдавать кирпичи в руки. В общем, часа эдак два нужно напряженно без остановок резать, таскать и притирать кирпичи друг к другу. Ладно если еще не метет и снег не очень твердый. С твердым как асфальт снегом вообще все тяжко, на разработку карьера можно кучу времени убить.
За следующие два дня подошли к озеру Кечь-Пель-Ты с которого планировалась радиалка на Пайер, а потом через перевал Западнопайерский уйти в Азию. И все бы было хорошо, но, на второй день видимость вообще выключили. Если раньше можно было хоть как-то сощурившись узреть кустик и топать в его сторону, то тут вообще ни фига не видно. Первый постоянно закладывает какие-то виражи. С непривычки прямо идти в полном отсутствии видимости ни у кого не получается. Постепенно подползли к горам, стараемся не набирать и не сбрасывать, только вот куда идти не видно, поэтому идем какими-то траверсами, плохо упакованные санки переворачиваются, начинаются камни. Наконец-то выползли к изображению озера на навигаторе. Вот только рано обрадовались постановке на бивак. Фирн и предыдущие-то два дня лавлист не резал, а тут вообще асфальт. Руб не бьется, специальная снежная пила просто в снег не входит. Достаем стальную ножовку по дереву, кое-как по маленьким кусочками выковыриваем ряд по длине на два кирпича. Выпиливаю кирпич сбоку, а ногой он не выбивается. С расстройства прыгаю по края всей своей массой, а "снегу" хоть бы что, даже краешек не скалывается. Потом оказалось, что там еще и камни местами торчат и мешают нормально пилить. Кое-как провозившись кучу времени разработали карьер, дело потихоньку пошло. Кирпичи получались действительно тяжелые, начали возить их на волокушах. Ледорубы под оттяжки били айсбайлем. Не помню сколько прошло времени до того как залезли в палатку, но работали очень долго.
Не гуляй в тундре под наркотиками,
Занесет, потом фиг найдешь.
Наутилус Помпилиус
Судя по всему, в организме накопилась достаточная концентрация бензина. Сны, причем не у меня одного, стали снится вообще какие-то дикие. Вроде бы ничего не предвещает беды, девчонки красивые по травке бегают, речка журчит. И тут прямо с речки какие-то бешеные зомби на моторках нападают и такой, как сейчас модно говорить, trash всю ночь. Просыпаешься и, потихоньку отходя, офигеваешь.
Утром не то, что не распогодилось, только хуже стало. Выглядываешь и вообще ничего не видно, валит снег. Так сидим целый день и следующее утро. Ближе к обеду вдруг появляются две вершины с перевалом между ними, а стоим мы между гребнями, который к этим самым вершинам ведут.
Прямо с бивака в лоб залазим на гребень и по нему к вершине. Хоть и дует, но снег еще не везде сфирновался, местами идти тяжело, сильно проваливаешься.
Постепенно гребень все больше начинает напоминать пилу. В валенках дальше ходу нет. Обидно разворачиваться за 200 метров до вершины, но делать нечего, спускаемся обратно в лагерь. Следы наши уже замело, а снег опять стал привычно асфальтообразным.
Видимость с утра отличная, разве что поддувает. Собираемся и вперед к перевалу. За переход подходим под перевал. Там кто в лыжах, кто в кошках поднимаемся на первую ступень взлета, где переобуваются в кошки уже все и забираемся на перевал. Немного вниз в кошках и дует уже не так круто. Можно перекусить, выпить компотику и, одев лыжи лихо катиться вниз. Разве что Арт всех запугал сбросом с ледопадом, но покатались все равно знатно. Сброс обошли в кошках слева и снова на лыжах вниз.
Я никогда так не катался. Широкие плотно зафирнованные или вообще обледеневшие склоны. Быстро сбрасываешь высоту закладывая широченные дуги. Правда, местами фирн такой, что даже канты следов не оставляют, а на застругах можно и совсем управление потерять.
Но удовольствие все равно ничто испортить не может. Ради этого стоило и шататься по тундре в молоке и лезть перевал. Это совсем не то, что после тяжелого подъема, убивая коленки и проклиная все на свете, тащить вниз рюкзак. Мне нравятся лыжи!
В долине сильно дует, но в спину. По наледям катишь не упираясь палками и не перебирая ногами. Светит солнце, начинаю подгорать, остальные пока вроде не парятся. Да и что толку? Крем и гигиеничку все равно не взяли. Катим до ближайшей нычки, все равно дует, но уже не так сильно, быстро обедаем и дальше вниз. Доехали до заброшенных балков и встали рядом, чтобы стенку особо не строить.
Утром двигаем в сторону следующего перевала. Совсем распогодилось, солнце прямо жарит. На обеде удалось высушить спальник до хруста и подсушить ботинки, еще и можно было поспать на солнышке полностью разувшись в одном авизенте. В палатку залазить не было никакого желания. Пожалуй, самый погожий день за весь поход.
Всегда бы так. За день подходим прямо под перевал.
Перевал оказался не очень сложным, можно лезть прямо в лыжах.
Со спуском похуже, но уже на середине спуска можно нацепить лыжи и умчаться вниз.
Идем по долине на следующий перевал. Идти не напряжно, по дороге разглядываю наш перевал, прикидываю сколько еще идти. Дай думаю посижу пока у кучки камней. Через несколько минут подъехал Арт и заявил, что это и есть наш перевал и никуда лезть не нужно. Вот это понимаю перевал, действительно Большой Хойленский Проход, а не черте что обледеневшее с повисшими карнизами, что по недоразумению считается местом, где можно хребет перейти.
Было плохо, станет еще хуже:
Замерзнет солнце в заполярной стуже,
С ног меня собьет порывом ветер,
А впереди ничего уже не светит.
По мотивам одной грустной песни.
Как-то в Европе некомфортно, дует уж больно сильно и вовсе не в спину. Успокаиваюсь мыслями, что вот за тем гребешком уж дуть не должно, однако почему-то дует все сильнее. Ставимся на обед где вроде бы дует не сильно, но в обед начинает неплохо трепать палатку. Ну да ладно, сытые и довольные лениво собираемся. Удивляемся чокнутой остромордой мышке, которая как-то суетливо то лезет к нам под вещи, то роет снег.
Представил что будет, если этот проглот залезет в рюкзак и сожрет все сало. Развяжешь так мешочек, а там только тряпочка осталась и жирная скотина довольная спит. И так мне это все живо привиделось и так мне неприятно стало. Метким ударом ноги зверь устремился в полет, после чего забился под камни, где и остался сидеть. Ну и сиди тварь дрожащая, а мы пойдем под перевал.
Ладно дует, так еще и снег пошел. Без маски идти уже совсем плохо. Вроде доходим куда-то и начинаем строится. Кирпичи режутся и перетаскиваются оперативнее, метет, но ходить еще можно более-менее нормально. Наконец достраиваем стенку и грузимся в палатку. Снимаю ботинок, принимаюсь за второй и тут как затрещит, палатка согнулась, потом хлопнула. Подпер спиной и сел думать грустные мысли пока Рома и Даша в чем были выскочили на улицу. Ветер изменился и вместо торца начал очень сильно дуть в бок. Стенка была плохо уложена, еще и слежаться не успела, вот ее и сдуло прямо на палатку. Ладно хоть места между стенкой и палаткой оставили прилично. Дуги слегка погнулись, тряпка не порвалась, что нас несказанно обрадовало.
Нормально одевшись опять принялись за работу. Карьер практически моментально заметало, ветер дул очень сильно, ходить было тяжело, снег усилился. Но все-таки построили второй ряд стенки. Не смотря на то, что стенка была высотой почти с палатку, трепало нас прилично. Постоянно что-то хлопало, сильно шумел ветер. Периодически просыпались от хлопков и того, что край палатки вместе с нашими головами отрывало от земли. Еще и конденсат прямо в рожу сыпется, на спине не полежишь. Хм, а чего это в нашей уютной палатке конденсат? Вроде раньше не было. Так это просто через неплотно затянутый вентиляционный тубус снежок прямо в спальник ссыпается.
Наверное ближе к утру проснулся, удивился тому, что палатка сузилась, а у входа вообще почти легла. То-ли дуге конец пришел, то-ли ткань кармана все-таки лопнула. А тут еще и дует зверски. Надо вставать. Дуга вроде целая, просто из кармашка выпала, посмотреть нормально не получается. Втыкаю дугу обратно, палатка выпрямляется. Теперь нужно разобраться что за фигна с местом. Так и есть, намело и утрамбовало с полметра снега в подветренном углу. Разрезаешь лопатой снег, приподнимаешь и его прямо кусками с лопаты уносит куда-то вдаль, весело. Оттяжки вроде целы, палатка не месте, можно обратно спать, рассказав, что снаружи все путем.
С утра та же фигня. Поговаривают, что перевал срежем, уйдем в тундру по низу. Жаль, мы ведь прямо под перевалом стоим. К счастью, к обед снег прекращается, дует потише и, размявшись бегом за коврами самолетами, в которые превратились пенки, лезем на перевал. Ветер все хлеще, а на седле аж завирхения какие-то крутятся. Только не как смерч рисуют с острым нижним концу, а как труба. Глаза не обманули, временами поддувает так, что на седле можно сидеть только натянув капюшон как у Кенни и закутавшись в пуховку. Уходить на спуск против ветра реально тяжело, как-то ныряешь вниз и дует то-ли в лицо, то-ли как-то снизу даже. На перегибе у Даши взлетают санки. Идем в кошках. Сдуру снял пуховку и остался только в авизенте, поэтому, не выдержав, вниз уже не иду, а бегу, чтобы одеть флиску.
В долине не все так плохо.
Во-первых, опять покатушки по пологому широкому склону. Во-вторых, дует преимущественно в спину. Немного прокатившись встаем на бивак. Снег режется лавлистом, да и мы насобачились. Быстро строим пожалуй лучшую стенку за весь поход и залазим в палатку. Теперь остается только вниз, в тундру, а там уже и до цивилизации недалеко.
Поддувает, что помогает быстро пролетать наледи. Берем хороший темп и без перерывов вылазим в тундру.
Сильно дует, над горами повисают облака, но мы быстро удаляемся. Обедаем и добегаем до леса. Лесом это конечно сложно назвать, но после тундры он кажется настоящей сибирской тайгой. Уже и отвыкли тропить по всяким буреломам, ну да ладно, зато не дует и стенку, судя по всему, строить не придется. При некоторой сноровке можно петлять не цепляясь санками за деревья. Встаем в лесочке на просеке.
Идем дальше по просеке, сворачиваем на лыжню, оставленную охотничьими лыжами, выходим на буранку, которую вскоре теряем, решаем идти по речке, где через несколько метров ловлю мега-подлип, что на лыжи, что на санки. Остаюсь чиститься пока остальные уходят по берегу. Где-то до обеда периодически приходится немного тропить, то потом вылазим на буранку, которая пусть и лихо петляя, но все же выводит нас за два дня через леса и огромные болота в поселок.
Она откинулась сегодня в два
И села в поезд Воркута-Москва.
Из пародии на песню группы Премьер-министр
Поселок оставляет мрачноватое впечатление. Все топится углем, поэтому над поселком стоит специфический запах, снег везде серо-черный. Начинается пурга, но нам уже все равно. Дожидаемся поезда Воркута - Москва и по северной железной дороге отбываем обратно на юг.