Тема: Жидкотопливные горелки
Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, — недружелюбно насупившись, проговорил кот
Михаил Булгаков Мастер и Маргарита
-- Они нарочно заводят примус, чтобы не было слышно, как они целуются. Но, вы поймите, это же глупо. Мы все слышим. Вот они действительно ничего уже не слышат из-за своего примуса.
Хотите, я вам сейчас покажу? Слушайте!
И Колина жена, постигшая все тайны примуса, громко сказала.
-- Зверевы дураки!
За стеной слышалось адское пение примуса и звуки поцелуев.
Илья Ильф, Евгений Петров Двенадцать стульев
Несмотря на всеобщую газификацию, жидкотопливные горелки все еще продолжают активно использоваться. Главными аргументами использования бензина является его доступность и уверенная работа при низких температурах. Как бы то ни было, обсуждение достоинств и недостатков газа перед жидким топливом выходит за рамки этой статьи.
Попробовал свести в один документ информацию по популярным горелкам, которые могут эксплуатироваться на бензине. Фотографии и тексты сильно растиражированы по сети, поэтому, зачастую, указать источник не представляется возможным.
Текст будет потихоньку правится и дополняться.
Первая часть посвещена советским примусам, которыми долгое время использовались советскими туристами и продолжают пользоваться туриста стран СНГ.
[size=24]Советские примусы[/size]
Советской промышленностью производились три модели примусов: ПТ-1 "Турист", ПТ-2 "Огонек" и линейка примусов Шмель. Первые две модели не имеют насосов, из мощность ниже, чем у Шмелей. При этом туристы и огоньке менее прихотливы в обслуживании и легче по весу, если выкинуть кожухи.
Оригинальную инструкцию по ПТ-1 и ПТ-2 найти не удалось, зато есть отличное руководство ПРИМУСЫ ТУРИСТСКИЕ ПТ-1 И ПТ-2 "ОГОHЕК" РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ (с комментариями А.А. Остапенко)
Отсканированную и распознанную инструкцию ко второму шмелю можно найти на странице ТУРИСТСКИЙ ПРИМУС "ШМЕЛЬ-2" РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ, а скан инструкции к четвертой версии в галерее Григория Ермолаева.
[size=16]Примус туристский ПТ-1 (Турист)[/size]
Топливо: Бензин
Вес: Руководство: "Масса примуса сухая, кг: 0,750", отдельно голова весит 125 г, бачок 210.
Емкость бачка: 0,120 л
Габаритные размеры: 132 х 132 х 82
Диаметр отверстия жиклера: - 0,35 резьба, мм - 8 х 0,5
Насоса не имеет, бачок подогревается от пламени горелки. Упаковывается в прямоугольную коробку с откидывающейся крышкой. Коробку для уменьшения веса можно выкинуть, подставку кастрюли сделать из проволоки. При укутывании стеклотканью склонен перегревать бачок, поэтому так же известен под названиями "п-ц туриста", "смерть туриста", "взрывпакет".
[size=16]Примус туристский ПТ-2 (Огонек)[/size]
Вес: Руководство: "Масса примуса сухая, кг: 0,860", без кожуха и экрана весит 430 г плюс самодельная подставка под посуду из проволоки.
Мощность: "Продолжительность нагрева одного литра воды до кипения в алюминиевой закрытой кастрюле диаметром 170 - 220 мм при температуре окружающей среды 20 град., мин., не более - 8"
Емкость бачка: 0,300 л
Габаритные размеры: диаметр 112 мм, высота 141 мм
Диаметр отверстия жиклера: - 0,35 резьба, мм - 8 х 0,5
Так же как и ПТ-1 не имеет насоса, емкость бачка увеличена в два с половиной раза. Удобно упаковывается в обрезанную пластиковую бутылку.
[size=16]Шмель[/size]
В линейке примусов Шмель четыре модели: Шмель 1, Шмель 2, Шмель 4 и Шмель 4, так же известный как Дастан. Шмель 1, 2 и 4 похожи между собой, имеют примерно одинаковую мощность.
Все шмели имеют насос, нагнетающий давление в емкости с топливом, откуда топливо поднимается по трубке, испаряется на сетке и сжигается. Отдельного внимания заслуживает механизм запирания. Наиболее удачным решением считается запирание конусом:
а не шариком, который может залипать:
Шмель 1
Самая первая модель шмеля. Запирается конусом на зубчатой рейке. При приложении значительной силы зубцы на рейки срезаются.
Шмель 2
Вес: 1 кг (без футляра)
Мощность: "Двухлитровый чайник закипает в течение 10 минут при температуре наружного воздуха не ниже 16° С."
Емкость бачка: 0,75 л
По сравнению с предыдущей моделью была убрана зубчатая рейка, сломать железо стало сложнее, но затруднилась чистка. Изменена подставка под кастрюлю и форма бачка, который стал более плоским сверху и стал сильнее нагреваться.
Шмель 3
Двухкомфорочный вариант Шмель-2.
Шмель 4
Вес: 1,2 кг (без футляра)
Емкость бачка: 0,95 л
Запирается конусом, поджимающим шариком. Шарик может залипать при работе на плохом бензине. Бачок значительо увеличен по сравнению со второй моделью.