Начал печатать и понял, что выходит что-то такое нехудожественное, наверное, неудобочитаемое, но что ж делать… Лучше расскажу нормально при встрече, куча моментов осталось за бортом. Технические подробности также опустил.
17 июля мы прибыли в Москву. Леха нас встретил, мы сдали рюкзаки в багажное отделение и пошли гулять по Мск. Для начала заглянули в Активный Отдых и оставили там 15круб в обмен на снарягу (зато теперь у меня есть дисконтка...), потом пообедали... Далее мы поехали на Экстрим-рынок (Колян не терял надежды купить рукавицы по вменяемой цене), а Леха – за газом. Вечером на вокзал нас пришли провожать Володя и Таня, позже подтянулся Пит – как обычно, с пивом. Общение протекало весело и с интересом, в результате мы забыли купить билеты на поезд Мск-Кзн на обратный путь. Поезд отходил в 23-20, в результате отправления дождался лишь Володя. В вагон грузились весело – кроме нас, там было почти 50 киргизов с 2 здоровыми сумками каждый, в итоге выйти за нашей сумкой с продуктами смог выйти лишь я один. Володя вручил нам бутылку шампанского (хотел выпить перед отходом поезда, но обстоятельства не сложились) и пожелал «приключений в дороге». С этого все и началось. Решили сегодня выпить шампанское и залечь спать – все же ушатались за день. Когда я открывал бутылку, кто-то сказал мне: «Только не стреляй». «Само собой», – ответил я, в то же время пробка, вырвавшись у меня из рук, ударила в потолок. Лампа осталась цела, 2 соседних купе ненадолго оглохло, а пробку нашли через 2 плацкарта. Дальше у нас пошло пиво, и к 5 утра мы недосчитались 8 литров. В таком режиме мы и проводили время – есть, пить, спать. Еще понравились арбуз и дыня, за копейки купленные в Казахстане, а также местная кухня.
Итак, 21 июля рано утром мы прибыли в Бишкек. Поезд опоздал на час, но нас это не волновало – мы успешно проехали 4 таможенных контроля и провезли газ, осталось проехать 40 км на машине – и мы в долгожданных горах. На вокзале к нам кинулось с 10 водил с криками: «Иссык-Куль, брат!», «Ала-Арча, брат!» и т. д. Мы их проигнорировали – еще надо поменять валюту + чем-то еще были заняты. Наконец мы договорились с 1 водилой на 1300 сом до Теплого ключа (как потом оказалось, нас обули сомов на 500, ну да ладно...), загрузили 4 здоровенных рюкзака и поехали. Горы встретили нас серым небом и облачностью, после отчетов, в которых народ нахваливал погоду, это как-то не радовало. Никакого экологического сбора с нас не взяли (хотя были опасения) – видимо, было рано, 8 утра (здесь и далее – время местное).
1-й день. Первая ходка. Мы на высоте 1800 м, надо потихоньку набирать высоту. Тропа отличная, а значит, как и на Алтае, здесь везде валяется лошадиное говно. Встретили лагерь чехов, пообщались. В нашем понимании они идут что-то типа 1 кс. Наш маршрут (перечисленные перевалы и вершины) им ничего не сказал, но когда речь зашла об Алтае, факт нашего восхождения на Белуху их впечатлил – они ее видели лишь со стороны. Идем дальше, встречаем местного туриста (из Бишкека) с дочерью. Они шли на Теплый Ключ и поделились с нами провизией (лепешка и огурцы, кажется). Сделали чай, перекусили. Потом встретили сурового челябинского мужика – их группа пошла оттаскивать заброску, а он сторожил палатку. Сами они идут горную 4, уже были заочно знакомы по мейлу.
Еще через ходку у Коли заболело колено. Уже серьезно... Мажет финалгоном, обматывает эластичным бинтом (так он весь поход и ходил), разгружаем его рюк килов на 5... Теперь хреново стало всем. Мысленно прикидываю лишний вес в рюке: 2 банки тушенки, несъеденных в поезде, 2 литра пива того же происхождения... Начал моросить дождь и мы решили переждать его под навесом большого камня, заодно пообедав.
Вечером провели испытания в палатке. В целом, можно спать и вчетвером – но валетом, без вариантов. Еще в тамбурах тесно, но это мелочи... Выпили пиво, съели тушенку и решили, что хватит издеваться над собой – заброску потащим не в линейном режиме, а в радиальном.
2-й день. Наутро Колян остался лечить колено и точить железо, а мы, радуясь непривычно легким рюкам, потащили еду и газ на 10 дней в укромное место. Место нашли удачное – пещерка под камнем. Вернулись, пообедали, сделали 1 ходку и решили вставать на ночевку. Развели спирт и костер и отметили 2-й день маршрута.
3-й день. Наутро уже по знакомому маршруту пошли к перевалу Аламедин Восточный. Встретили чеха, который соло шел на тот же перевал, а дальше собирался возвращаться и ехать в Ала-Арчу. Зачем он тащил с собой гривелевские кошки – загадка. В итоге вплотную к перевалу подойти не получилось, заночевали на очередном выполаживании. В обед Колян искупался в горном озере, сказал, что прохладней, чем Голубое.
4-й день. Наконец-то увидели перевал и даже залезли на него. Взлет снежный, потом переходит в осыпной. Высота 4052 м. Пока лезли, погода окончательно испортилась (снег, ветер), в итоге записку я писал ничего не чувствовавшими пальцами. Сняли 2 записки, 1 из них – Кононов Игорь из Нижневартовска. На седловине Коляна вдобавок накрыл приступ горняшки, следующий перевал не просматривался и мы начали спускаться вниз. Спуск очень не похож на 1А, намного ближе к 1Б – живая сыпуха, по которой приходится спускаться серпантином, с выходом на снежник. На 3800 нашли ровное место и начали изобретать место под палатку, даже получилось. Остаток дня отсиживаемся, решаем завтра идти перевал Иссык-Ата (1А).
5-й день. Теперь горняшка у меня. Идти могу, но тяжко что-то, ото всех отстаю. Перевал не представляет технической сложности; перед седловиной меня разгружают на газ и буры, но сильно легче не становится. Пообедал, впрочем, с аппетитом. Дальше начался спуск в условиях весьма слабой видимости, периодически снижающейся до 0. В связках по закрытому леднику шли в тумане (точнее, в облаке), зачастую не было понятно, где снег, а где облако. Успешно распутав сеть трещин и спустившись до морены, снимаем кошки и подходим под ледник, который выводит на пер. Лесгафта. По своему состоянию понимаю, что мне надо не 2Б идти, а отсиживаться – назавтра объявляется дневка с ледовыми занятиями.
6-й день. Разумеется, как дневка по состоянию здоровья – так чудесная погода. До обеда ледовые занятия, после обеда – тихая пьянка. К вечеру Лехе почудилось, что мы посеяли 1 ледобур, и он побежал искать его с Коляном. Не нашел; как потом выяснилось, не теряли его.
7-й день. Разумеется, теперь отсидка по погоде. Утром шел снег, перевала не было видно – на 2Б в такую погоду идти неохота и просто опасно. Сидим, добиваем спирт. К вечеру на небе все наладилось и наутро мы готовы идти.
8-й день. Вышли около 6 утра, покушав перед этим коляновской кашки (геркулес у него что-то не удавался). У условиях большого количества снега перевал особой сложности не представляет, вроде бы провесили всего 2 веревки на подъем, остальное в связках. С седловины совершаем восхождение на в. Иссык-Ата (2А), провесив еще 2 веревки и чуть-чуть погуляв одной связкой. Сняли записку 1994 г., хотя есть отчет о посещении от 2004 года. Меня снова накрывает (вот не везло так не везло…), поэтому спуск проходит в пофигистическом состоянии – даже не восторгаюсь дюльфером под водопадом. В итоге все мокрые начинаем спуск по в меру крутой сыпухе и в 19-00 находим ровное место для палатки и даже воду рядом. Вечером любовались цветочками и травкой – давно не видели так близко, а также отдыхаем от трудового дня (13 часов) и отъедаемся – т. к. обед мы сэкономили, сожрав на вершинке по сникерсу. Побаловали себя компотом из изюма.
9-й день. Сегодня отоспались и вышли только в 11. Как оказалось впоследствии, это было очень зря – все же сегодня надо пройти 2А (Туюк-Тор Восточный), на который у нас описаний нет, ходят его редко. Сбрасываем несколько сотен метров по высоте, а потом начинаем плавный набор. Подход под ледник несложен. Сам ледник открытый, идем без связок. Время обедать и мы оставляем Оксану готовить, а сами уходим вешать веревки. Подход под взлет мы выбрали неудачный, простреливающийся камнями, поэтому проскакивать пришлось быстро. Далее провесили 1 веревку наверх по сыпухе (Леха при этом спустил кучу здоровых камней, ладно хоть было где укрыться) и 1 веревку на более пологую и безопасную часть ледника. Перевал имеет такую особенность, что пока кто-то находится на перилах, остальные не могут начинать движение – получается долго. Возвращаемся, обедаем; выход в 16-00 – поздновато, а что делать? В итоге до седловины оказалось 4 веревки (если не считать 10-м куска, который тоже пришлось провесить – с ним 5). Спуск начали одновременно с плавным наступлением темноты, без веревок, сыпуха крутая и живая в итоге местами получалось неплохо ехать – у кого-то на ногах, а у кого-то на спине. Кошки надевали уже в полной темноте, связались 1 веревкой и вышли на ледник. Минут за 40 добежали до морены, при этом кто-то нырнул по колено в ручей. Небо звездное, такое нечасто увидишь даже в горах… Выровняли место под палатку, залезли внутрь – только Леха остался на улице готовить ужин, основательно утеплившись.
10-й день. Утром подходим к удобному месту ночевки на морене под следующим ледником. Пообедали, народ ушел за заброской, а я остался ставить палатку и ничего не делать. Вернулись в 8 вечера как по расписанию. Съели 2 сюрприза (чак-чак и сгущенку), хотя некоторые опасались, что у них слипнется. 11-й день. Рюкзаки снова потяжелели; вдобавок мы уже поняли, что переборщили с газом – у нас его 15 баллонов и 20 бывших на старте. Выходим на ледник; поначалу он открытый, трещины широкие, приходится искать места для перепрыгивания. Далее обходим ледопад, появляются снежные мосты – связываемся и даже иногда страхуемся через скользящий ледобур. Над нами пролетает вертолет киргизской МЧС, делает несколько кругов и улетает. Решили, что возят коммерческий рейс (потом оказалось, что спасработы). Выходим на закрытый ледник. Видно 2 перевала – Седова и наш, Туюк-Тор Западный. Сбегали с Лехой радиально на Седова (2А), сняли вчерашнюю (!) записку. На наш перевал (1Б) можно подняться без веревок, но мы все же кинули 1 по привычке – через берг. На перевале отобедали. Увидев фигурки на леднике, быстро спускаемся по уже полюбившейся сыпухе и догоняем группу тех самых суровых челябинских мужиков. Теперь они идут на тот же перевал, что и мы – Литва (2Б). Дальнейший спуск идет вдоль ручья по сыпухе до зеленой зоны. Видим группу москвичей – у них одна палатка как у нас. С той разницей, что мы в ней живем вчетвером, а у них 2 палатки на 3. Вечером начинается нетривиальное ориентирование в поисках нужного поворота на перевал, в итоге мы ошиблись.
12-й день. Вышли в 6, идет несложный, но нудный набор высоты. Набрав метров 700 и выйдя под взлет, мы поняли, что ошиблись и находимся перед перевалом 181, на который в инете описаний нет. На вид это скально-осыпной перевал 2Б-3А – решаем не рисковать, теряем день. На спуске встретили челябинцев, поделились радостной новостью. Они не поверили, но после разведки налегке решили, что мы правы, и тоже пошли вниз. На спуске встретили еще 1 группу – как оказалось, это спасы, ищут Кононова Игоря – того самого, чью записку мы сняли на Аламедине. Отдали им записку, пообщались, расспросили про Иссык-Куль, поделились с ними газом. Заодно пообедали. В оставшееся время подошли под перевал Литва, челябинцы корячились где-то на середине подъема. Мы решили заночевать внизу, а уж наутро подниматься. Оксанино дежурство – и ей особо повезло, за водой пришлось ходить по GPS за 150 м (забили точку) и набирать ее где-то под камнями. Вечер прошел весело, сварили компотик из изюма.
13-й день. Разумеется, раз это 13 день, он должен был пройти весело. Поднялись на перевал по сыпухе (а 3 года назад народ ходил по снегу), провесив всего 2 веревки. На седловине пообедали и в 13-00 начали спуск. С седловины позвонили и сказали, что у нас все хорошо (связь неплохая с высоты 4100, а звонили зря – сглазили). По закрытой части ледника успешно спускаемся в связках, дальше начинаются трудности. Вышли к участку, который простреливался вытаивавшими камнями примерно 1 раз в 2 минуты, иногда чаще. В итоге 2 веревки под обстрелом по 50 градусному льду (посередине была станция за перегибом – а значит, вполне безопасная), а дальше, отстегнувшись от веревки, прямо в кошках надо было пробежать метров 100 до безопасного места и уж там менять памперсы. Оксанке с Коляном повезло больше, т. к. нам с Лехой пришлось эти веревки сдергивать. Сдернув вторую, не сговариваясь рванули за большой камень, держа в охапке 100 метров веревки + ледобур-самосброс и периодически запутываясь в этом добре и пытаясь не наступить на все это кошками. Успели, через 30 секунд там что-то пролетело. Реально это было самое большое очко за поход. Дальше не спеша спустились до озера, Колян снова искупался.
14-й день. Отоспались, вышли. Река разлилась, в итоге вся долина в одном месте оказалась затопленной. У меня получилось перейти, не намочив ботинки; остальные их сняли и шли в первом попавшемся месте чуть ли не по пояс. Пообедали, полил дождь, но мы как знали – как раз успели поставить палатку. Обед ознаменовался приготовлением компота из конфет-карамелек (да, и такое бывает!), решили, что это большой изврат, но прикольно. Быстренько вышли, как закончился дождь, и, разумеется, тут же попали под новый. Основательно вымокнув, встали практически на тропе.
15-й день. Отсидка по погоде. Допили спирт.
16-й день. Вышли рано. По сыпухе выходим под ледник и понимаем, что надо ночевать здесь.
17-й день. Сегодня мой ДР! Утром меня выпихнули из палатки минут на 10, а зайдя потом обратно, я обнаружил 10 надутых шариков и собственно подарок – BD-шная спусковуха. Завтра надо будет опробовать… Половину шариков унесло ветром, пока я их привязывал к рюкзаку, другая половина очень быстро полопалась… Выходим на ледник, провесив 1 веревку, дальше связками. Обход ледопада обошелся нам провешиванием еще нескольких веревок, и к обеду мы успешно вышли к предполагаемому месту ночевки. Впервые за поход опробовали лопату, выкопав метровой глубины сортир (теперь на леднике есть еще 1 трещина и я не завидую тому, кто в нее провалится…). Лехин сюрприз оказался очень в тему – 0.5 коньяка. Оставили по глотку, чтобы выпить на перевале…
18-й день. Выходим к перевалу Корона Южная (3А), с нашей стоянки он не виден, но подход просматривается. Мы были успокоены описанием – 2 или 3 года назад группа прошла его не вешая веревок на подъем достаточно быстро. Нам повезло меньше – пришлось вешать 3 веревки по льду, пролетело несколько камней, а в целом было нормально. Седловина представляет собой место, не подходящее для распития спиртных напитков – снежный нож, обрывающийся в обе стороны градусов на 50. Сняли записку альпов, они ходили через этот перевал на 4А вершинку. На спуск повесили 8 веревок по льду, петли есть, пришлось оставить лишь 1 свою, 1 раз уйти с нижней страховкой и пару раз воспользоваться самосбросом. Коляну сверху прилетел небольшой камень, но, думаем, шрама не останется. Успешно спустившись, пробежались до хижины Корона, где и заобедали. Там куча альпов, все идут на пик Изыскатель по разным маршрутам (от 2Б до 3Б альп). Нам же назавтра надо на 1 башню Короны, это 3А альп. Разузнали обстановку, все сходится с описаниями.
19-й день. Выход в 4-30, альпы еще собираются. Набор высоты по сыпухе до ледника, дальше связками до кулуара. Из кулуара летит лед – это Леха уже начал вешать веревки. 2*50 – и мы на небольшой седловинке, где можно согреться и провесить еще 1 веревку по скалам. Идем втроем – Оксана решила, что ей уже хватит. Метров через 20 напряжного лазания (вниз лететь далеко, поэтому неприятно) после станции выходим к туру, высота 4800 м, фоткаемся, снимаем записку альпов. На спуск было уже 4 веревки, а дальше по следам. Спустившись, обедаем – неплохо поработали +900 и -900 м. Решаем спускаться до альплагеря Ала-Арча. Спуск не представляет технической сложности, только долго. У Оксаны начинает болеть нога, в итоге Леха и Колян убегают вперед – искать кафе и гостиницу. Мы приходим затемно на час позже их. В итоге за день набрали 900 м и сбросили 2500, устали. Зато добрались до цивилизации, завалились в кафешку и спали на кровати…
На этом маршрут был закончен.
Жизнь коротка - потерпи немного...